Заказать звонок

Отправьте заявку, менеджер свяжется с Вами и ответит на все вопросы.

Имя:
Город:
Телефон:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.
закрыть

Отправьте заявку на подписку и получите доступ к номеру журнала "ВВВ" прямо сейчас. Бесплатно!

Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку, электронный номер журнала "ВВВ" вы можете скачать по ссылке. Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.
закрыть окно

Отправьте заявку на подписку и получите доступ к номеру журнала "ВВВ" прямо сейчас. Бесплатно!

Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку, электронный номер журнала "ВВВ" вы можете скачать по ссылке. Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Оформить подписку

Отправьте заявку и менеджер свяжется с Вами для оформления подписки.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Оформить подписку

Отправьте заявку и менеджер свяжется с Вами для оформления подписки.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Оформить подписку

Отправьте заявку и менеджер свяжется с Вами для оформления подписки.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Оформить подписку

Отправьте заявку и менеджер свяжется с Вами для оформления подписки.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Оформить подписку

Отправьте заявку и менеджер свяжется с Вами для оформления подписки.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленное сообщение!
Наш менеджер свяжется с вами в течении 24 часов!

Заказать рекламу

Отправьте заявку, менеджер свяжется с Вами и ответит на все вопросы по рекламе в журнале.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Заказать рекламу

Отправьте заявку, менеджер свяжется с Вами и ответит на все вопросы по рекламе в журнале.

Город:
Ваш вопрос:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с "Условиями"

Спасибо за оставленную заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов.

Заказать рекламу

Имя:
Организация:
Город:
Телефон:
E-mail:
Спасибо за оставленное сообщение!
Наш специалист свяжется с Вами в течении 24 часов!

Подписаться

Имя:
Организация:
Город:
Телефон:
E-mail:
Спасибо за оставленное сообщение!
Наш специалист свяжется с Вами в течении 24 часов!

Регистрация

Имя:
E-mail:
Спасибо за оставленное сообщение!
Наш специалист свяжется с Вами в течении 24 часов!
Чибис Андрей Владимирович отвечает на вопросы водоканалов страны

 В течение года на страницах нашего журнала руководители Водоканалов страны рассказывали о жизни своих предприятий, рассуждали о текущих отраслевых проблемах, обращались в Минстрой РФ за разъяснением важнейших вопросов. В итоговом номере года мы опубликовали эксклюзивный материал – ответы на все обращения комментирует заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Чибис А.В.

 

МУП "Водоканал" г. Улан-Удэ

Вопрос: Приказом Министерства Природных Ресурсов Российской Федерации от 05.03.2010г. №63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал», установлены нормативы предельно-допустимых воздействий на поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с о. Байкал и конкретно для р. Селенга, в которую осуществляется сброс очищенных сточных вод нашего предприятия.

В связи с чем, возникла необходимость пересмотра нормативов допустимых сбросов промышленных сточных вод для абонентов МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ. Однако приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2014г. № 288/пр отменено действие «Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», утвержденных приказом Федерального агентства по строительству жилищно-коммунальному хозяйству от 06.04.2001г. № 75. С учетом изложенного, прошу Вас указать каким документом руководствоваться при разработке и утверждении нормативов по сбросу загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения г. Улан-Удэ?

Ответ: В соответствии с пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее – Правила № 167), расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Необходимо отметить, что при выборе формы мер экономического воздействия за превышения нормативов водоотведения по составу сточных вод действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета и взимания платы абонентов за превышение таких нормативов.

Таким образом, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции по своему усмотрению определить любой порядок взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов.

Однако, при установлении нормативов водоотведения по составу сточных вод возможно применение главы Х Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333 в редакции приказа Минприроды России от 29 июля 2014 г. № 339 (далее – Методика № 333), но исключительно по аналогии.

Поскольку действующее федеральное законодательство не содержит конкретных требований к содержанию и структуре нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, указанные нормативы по аналогии с требованиями к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемыми Правилами № 644 в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, могут определять в составе требований к составу сточных вод перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в централизованные системы водоотведения, а также перечень и концентрации загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

Требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты в качестве нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, включая перечень и концентрации загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, определяются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил № 167, и не должны соответствовать требованиям к составу и свойствам сточных вод абонентов, установленным Правилами № 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. При этом перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты, и перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, могут как совпадать, так и различаться по наименованиям загрязняющих веществ и их концентрациям. 

 

МУП «Водоканал» г. Лабинск

Вопрос: Каким образом специалисты Водоканалов могут участвовать в обсуждении всех проектов законов и до выхода их в свет, профессионально корректировать и не навязывать ВКХ не свойственные функции?

Ответ: Организации в сфере ВКХ в инициативном порядке могут направлять в Минстрой России, то есть федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения, предложения по изменению действующего законодательства РФ в указанной сфере ЖКХ, которые будут рассмотрены Минстроем на предмет их целесообразности.

Кроме того, на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте www.regulation.gov.ru размещаются уведомления о разработке проектов нормативных правовых актов, в соответствии с которыми организации ВКХ вправе направлять свои предложения по включению в данные акты, а также размещаются сами тексты разработанных нормативных правовых актов с целью их обсуждения.

 

МУП «Водоканал» г. Ливны

Вопрос: Планируется ли возможность предоставления/распределения субсидий регионам на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджетов субъектов РФ или /и/ местных бюджетов, в исключительных случаях - федерального бюджета?

Ответ: В настоящее время Минстроем России проводится работа, направленная на дальнейшее совершенствование механизмов государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, реализуется паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» в рамках стратегического направления «ЖКХ и городская среда», предусматривающий в том числе изменение подходов к оказанию государственной поддержки по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также мероприятия, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов, привлекаемых для реализации соответствующих инвестиционных проектов.

При этом, по мнению Минстроя России, с учетом сложившейся макроэкономической ситуации, реализация проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры более эффективна при сочетании бюджетного финансирования и частных инвестиций.

Необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 997 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации на реализацию мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Постановление № 997) устанавливает порядок предоставления Фондом финансовой поддержки региональным бюджетам на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Средства будут направляться на подготовку проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также на софинансирование процентной ставки по кредитам и (или) облигационным займам, привлечённым ресурсоснабжающими организациями на реализацию таких проектов.

Для получения финансовой поддержки в субъекте Российской Федерации должны быть утверждены «дорожные карты» развития жилищно-коммунального хозяйства на территории региона, порядок отбора потенциальных проектов модернизации, порядок софинансирования процентной ставки, включающий в том числе обязательство субъекта Российской Федерации заключить с ресурсоснабжающей или кредитной организацией договор о софинансировании процентной ставки.

Финансовая поддержка будет предоставляться в соответствии с поступившими в Фонд заявками региона на основании соглашения между субъектом Российской Федерации, Минстроем России и Фондом с учетом утвержденных Правительством Российской Федерации лимитов средств финансовой поддержки для каждого региона.

 

ООО «Концессии водоснабжения» г. Волгоград

Вопрос: Хотелось бы отметить сложность исполнения природоохранного законодательства, поскольку нет достаточно четких сроков выполнения предписаний природоохранной прокуратуры. Есть много непростых вопросов по взаимодействию с концедентом. Например, мы считаем, что сроки получения разрешения на строительство можно было бы сократить с целью ускорения реализации проектов. Возможно ли это?

Ответ: В соответствии с пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

При этом в соответствии с типовой формой предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, указанной в приложении № 39 к приказу Росприроднадзора от 30 апреля 2014 г. № 262, в предписании должен быть указан срок его исполнения.

В случае неисполнения предписания Росприроднадзора в установленный в нем срок лицо, в отношении которого оно выдано, может быть привлечено к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По вопросу упрощения процедуры выдачи разрешения на строительство объектов, сооружений в рамках исполнения обязательств концессионера отмечаем следующее.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, могут быть установлено право субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, на предоставление концессионеру государственных гарантий субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении.

При этом субъект Российской Федерации как одна из сторон концессионного соглашения вправе оказывать содействие концессионеру в утверждении проектно-сметной документации, а также иных действий, предусматривающих получение документации разрешительного характера, в том числе и выдачи разрешения на строительство.

Кроме того, согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи (не относятся объекты водоснабжения и водоотведения) и другими федеральными законами.

При этом орган местного самоуправления является концедентом и положениями концессионного соглашения можно предусмотреть его обязательство по оказанию содействия концессионеру в прохождении указанной процедуры.

 

ООО «Водоканал» г. Амурск

Вопрос: Процесс реформирования ЖКХ продолжается уже не одно десятилетие и конца ему пока не видно. Как Вы считаете, сколько ещё ждать его завершения и наступления периода хотя бы относительной стабильности?

Ответ: Минстроем России в настоящее время ведется следующая законотворческая деятельность, направленная на реформирование сферы водоснабжения и водоотведения.

Так, принят разработанный Минстроем России ФЗ от 29 июля 2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ), (вступает в силу с 1 января 2019 года), в целях реализации которого в настоящее время Минстроем России разрабатываются проекты нормативных правовых актов, которые также вступят в силу с 1 января 2019 г.

Кроме того, Минстроем России разработан и 16 октября 2017 г. внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»с целью его направления в Государственную Думу Российской Федерации.

Также Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым вводится, а также ужесточается административная ответственность за нарушение законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, который в настоящее время согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и готовится к направлению в Минюст России для дачи заключения по итогам его правовой и антикоррупционной экспертиз, после прохождения которых данный проект федерального закона будет внесен Минстроем России в Правительство Российской Федерации  с целью его направления в Государственную Думу Российской Федерации. 

 

МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» г. Вологда

Вопрос: Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" установлена обязанность с 01.01.2017 муниципальных унитарных предприятий осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Данная норма существенно усложняет процедуру закупок в сравнении с регламентируемой Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При осуществлении таких видов деятельности, как водоснабжение и водоотведение, неизбежно возникает потребность в оперативных закупках для устранения аварий на централизованных системах. Предприятие сталкивается с проблемой выбора – соблюсти требования 44-ФЗ или оперативно закупить материалы для устранения аварии в установленный срок.

Ответ: Как показала практика,осуществление закупочной деятельности государственными и муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в том числе и в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с порядком, регламентированным федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), является неэффективным.

При этом указанные организации осуществляют деятельность, направленную на решение социально значимых задач: обеспечение надежного, качественного и бесперебойного ресурсоснабжения населения. Таким образом, процедура осуществления закупок для осуществления государственными предприятиями в сфере ЖКХ своей деятельности должна быть упрощена и в целях обеспечения бесперебойного ресурсоснабжения при возникновении аварийных ситуаций - производится в короткий срок.

Кроме того, государственные и муниципальные предприятия сферы ЖКХ являются коммерческими организациями, а порядок закупки товаров, работ, услуг для юридических лиц, к которым в том числе относятся коммерческие организации, регламентирован положениями Федерального закона от 13 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), которые распространяются на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, Минстрой России поддерживает внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие возможность осуществления государственными предприятиями в сфере ЖКХ закупок согласно порядку, определенному положениями Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 мая 2017 г., а также Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 16 октября 2017 г. Минфином России проработаны предложения о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие исключение распространения его положений на государственные и муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и в сфере водоснабжения и водоотведения, и предполагают возможность заключения закупок товаров, работ, услуг указанными предприятиями в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ.

При этом в настоящее время Минфином России в том числе и совместно с Минстроем России разрабатываются проекты нормативных правовых актов, предусматривающих соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации.

 

МУП «Астрводоканал» г. Астрахань

Вопрос: Возможно ли восстановление экологических (водных) фондов, как источника дополнительных средств на модернизацию инфраструктуры ВКХ и повышение стабильности профильных предприятий? Подход к вопросам нормирования, установления технологически достижимых требований к сточным водам водоканалов могли бы дать стимул отрасли к интенсивному строительству новых, реконструкции и модернизации старых очистных сооружений с внедрением наилучших доступных технологий в области очистки сточных вод. В основу нормирования должны быть положены современные технические возможности очистки и экономические возможности объектов регулирования. Сохранение системы абстрактных нормативов, особенно для организаций ВКХ, не учитывающих ни то, ни другое, недопустимо.

Ответ: По вопросу привлечения дополнительных источников финансирования на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов ВКХ сообщаем следующее.

В настоящее время существует реальная потребность в расширении перечня мер государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации, строительству и реконструкции объектов водоотведения.

Так, в соответствии с поручением Д.А. Медведева, данным 8 августа 2017 г. на выездном совещании в г. Волгоград, на котором рассматривались вопросы сохранения, предотвращения загрязнения и рациональном использовании реки Волги, Минприроды России и Минстрою России необходимо совместно выработатьпредложения по созданию механизмов государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений.

Минстрой России предлагает следующий механизм привлечения дополнительных инвестиций в сферу водоотведения и контроля за их использованием посредством участия создаваемого специализированного государственного института развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Институт развития).

Российская Федерация вносит целевой имущественный взнос в Институт развития в размере средств от платы за негативное воздействие на водные объекты, административных штрафов за загрязнение водных объектов, сумм возмещения ущерба водным объектам, сборов с производителей и импортеров средств бытовой химии и сельскохозяйственных удобрений.

В качестве имущественного взноса предлагаются следующие источники поступления денежных средств:

1. Введение сбора с производителей и импортеров средств бытовой химии, содержащих тяжелоразлагаемые поверхностно-активные вещества (ПАВ) (анионные, катионные, амфотерные ПАВ), а также фосфорных удобрений (аналог экологического сбора, предусмотренного Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

2. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в водные объекты, а также административные штрафы за нарушения правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, поступающие в качестве целевого имущественного взноса по нормативу 100%.

Далее денежные средства распределяются Институтом развития между субъектами Российской Федерации в соответствии с лимитами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (исходя из коэффициента бюджетной обеспеченности и численности населения), и расходуются в виде одного из источников финансирования инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоотведение.  

Предоставление денежных средств осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами с установлением обязательных для выделения денежных средств требований: наличие утвержденной схемы водоотведения, инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, обязательное техническое обследование, соответствие расходов нормативам цены строительства, обязательное софинансирование за счет средств организации, осуществляющей водоотведение, и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом контроль за расходованием денежных средств осуществляет Институт развития.

По мнению Минстроя России, приоритетным направлением расходования средств с использованием вышеизложенного механизма должно являться финансирование строительства и (или) модернизации очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений, реализуемых в рамках концессионных соглашений.

Необходимо отметить, что предлагаемый механизм привлечения инвестиций не сможет в полной мере покрыть расходы на реконструкцию существующих и строительство новых очистных сооружений, но будет являться дополнительным источником финансирования данных мероприятий (помимо платы абонентов за услуги по водоотведению, за нарушение абонентами требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, за превышение абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод, предусмотренных законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, а также иных источников финансирования).

По вопросу установления технологически достижимых требований к сточным водам сообщаем следующее.

Минстроем России ведется значительная работа по совершенствованию системы регулирования сбросов сточных вод через системы водоотведения.

Так, принят разработанный Минстроем России ФЗ от 29 июля 2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ), (вступает в силу с 1 января 2019 года). Необходимость принятия закона назрела давно.

Проблема существующей на сегодняшний день системы нормирования заключается в том, что к сточным водам предъявляются заведомо невыполнимые требования, по многим веществам жестче, чем требования к питьевой воде. Эта система основана на том, что практически все водные объекты в России формально признаются рыбохозяйственными, хотя фактически таковыми являются лишь некоторые из них.

Также существующая система нормирования сточных вод никак не учитывает особенности сброса сточных вод организациями  ВКХ (водоканалами): загрязняющие вещества образуется не самими водоканалами, а предприятиями, сбрасывающими сточные воды в централизованную систему водоотведения. Исходя из действующей системы нормирования, все санкции за сброс загрязняющих веществ предъявляются государством к конечному водопользователю, которым является водоканал. При этом истинные загрязнители водных объектов (промышленные предприятия) фактически никак не привлечены к мероприятиям по охране водных объектов от загрязнения.

Водоканалы на сегодняшний день несут ответственность за сброс всех веществ, которые попадают в водный объект из централизованной системы водоотведения. Однако, очистные сооружения водоканалов предназначены для очистки только веществ, характерных для хозяйственно-бытового стока. Для очистки сточных вод от иных загрязняющих веществ (металлы, нефтепродукты), должна осуществляться предварительная очистка сточных вод непосредственно на самих промышленных предприятиях. До принятия Закона № 225-ФЗ данный вопрос не был четко урегулирован.

Законом № 225-ФЗ предусматривается изменение системы нормирования сточных вод, сбрасываемых в водные объекты водоканалами: осуществляется переход на нормирование на основе технологических нормативов, устанавливаемых исходя из наилучших доступных технологий (НДТ). Водоканалы будут нести полную ответственность за сброс веществ, для очистки которых они предназначены. Охрана водных объектов от загрязнения иными веществами обеспечивается абонентами.

Строительство и модернизация очистных сооружений по новым правилам нормирования будут менее затратными, так как требования к качеству сточных вод, рассчитанные исходя из НДТ, станут более адекватными, чем требования по этим же показателям, рассчитанные на основе рыбохозяйственных нормативов. Кроме того, необходимость очистки сточных вод от загрязняющих веществ, не характерных для бытового стока, теперь будет возложена не на водоканалы, а на абонентов.

Вступление в силу Закона № 225-ФЗ позволит существенно (примерно на 25-30%) снизить затраты на строительство и реконструкцию очистных сооружений по сравнению с существующими завышенными и избыточными требованиями.

Соответственно, система требований к качеству сточных вод, вводимая Законом
№ 225-ФЗ, будет являться реальной для достижения, что позволит, в совокупности с иными механизмами нового закона, в ближайшей перспективе оборудовать большинство поселений очистными сооружениями, соответствующими НДТ. 

 

ОАО "Водоканал" г. Сосногорск

Вопрос: В прошлом году (2016 - прим. ред.) при согласовании актов технологической и аварийной брони предприятия от Ухтинского филиала МРСК Северозапада ПО ЦЭС поступил отказ по причине отсутствия оборудования водопроводно-канализаци- онного хозяйства в особом перечне электроприемников согласно приказа Минэнерго России №290 от 06.06.2013 г. Таким образом, электросетевая компания допускает возможность перерыва электроснабжения вплоть до 24 часов водонасосных первого и второго подъемов, станций водоподготовки, канализационных насосных станций, очистных сооружений канализации. Данные сооружения относятся к объектам жизне- обеспечения населения города и при остановке технологического процесса могут быть вызваны серьезные экологические последствия. Будет ли дополнен перечень оборудо- ванием ВКХ?

Ответ: Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики утверждены приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 г. № 290, соответственно предложения по изменению его положений необходимо отправить в Минэнерго России.

Кроме того, Минэнерго России в соответствии с положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики.

 

МУП «Владимирводоканал» г. Владимир

Вопрос: Когда в сфере тарифообразования будут учитываться мероприятия, проводимые пред- приятиями водоканалов, направленные на ресурсосбережение? Действующая система тари- фообразования не стимулирует работу предприятий по ресурсосбережению. Тарифная политика должна быть направлена на обеспечение заинтересованности организаций водо- проводно-канализационного хозяйства в повышении экономической эффективности произ- водства товаров и оказания услуг, во внедрении энергосберегающих технологий и повыше- ния оплаты труда специалистов.

Ответ: По мнению Минстроя России, мероприятия, направленные на ресурсосбережение, повышение энергетической эффективности, должны быть включены в инвестиционные программы организаций водопроводно-канализационного хозяйства, и, соответственно, затраты на их реализацию учитываться при утверждении тарифа.

При этом поскольку в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), то она вправе инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации в указанной сфере регулирования.

Таким образом, МУП «Владимирводоканал» г. Владимир вправе обратиться в ФАС России с данными предложениями по совершенствованию законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на товары (услуги).

 

Редакция журнала "ВВВ" выражает искреннюю признательность Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и лично заместителю Министра Чибису Андрею Владимировичу за исчерпывающую информацию по вопросам наших читателей.

Связаться с менеджером
Подождите

Спасибо! Мы обязательно вам перезвоним!